У зв’язку із великою кількостю відвідувачів форум для водіїв було розташовано на окремому сайті, нижче посилання.
Ссылка на ФОРУМ для водителей 2024 — чтоб найти похожую тему и обсуждение дела о ДТП, найти порядок и сроки страховых выплат по полису ОСАГО (автогражданка), узнать отзывы о страховых компаниях Украины и о том, как они выплачивают страховки, а также если полицейский составил протокол по ст. 130 КУпАП, и другие «автодорожные» дела — с 10 апреля 2023 года нужно перейти по этой ссылке.
Также здесь вы можете зарегистрироваться на форуме и задать свой вопрос. Обращаем Ваше внимание, что ответы актуальны на дату публикации ответа.
При спілкуванні на Форумі просимо вас вести себе пристойно та бути вічливим один із одним!
Вы можете задать свой вопрос нашим экспертам или найти решение вопроса среди тем в форуме!
Правомерно ли проведение проверки номера агрегатов и комплектность транспортного средства инспектором полиции?
Цитата: Автоадвокат от 22.04.2018, 18:05Правилами дорожного движения установлена обязанность водителя по требованию полицейского дать возможность проверить номера агрегатов и комплектность транспортного средства (подпункт «б» пункта 2.4 ПДД Украины).
Проанализируем правомерность проведения полицейским проверки номеров агрегатов и комплектности автомобиля.
В зависимости от предмета проверки делятся на две группы:
- проверки, требующие применение специальных методов исследования, по существующим для этого методикам криминалистических исследований, проводятся квалифицированными специалистами (экспертами), имеющими соответствующие знания, а, следовательно, такие проверки относятся к компетенции соответствующего специалиста (эксперта).
- проверки не требующие применения специальных методов исследования, при которых используются специальные технические средства (увеличительных приборов, приборов магнитооптической визуализации, измерителей толщины лакокрасочного покрытия, источников излучения лучей определенного спектра (инфракрасного, ультрафиолетового), нагревательных и электроприборов) или химические реагенты (электролиты), и требующие применения таких методов.
I) Инспектора полиции, по роду своей деятельности, не относятся к таким экспертам (специалистам), т.е. первый вид проверок проводить не могут.
Поэтому если инспектор полиции остановил автомобиль и требует проведение проверки номеров агрегатов транспортных средств на предмет наличия следов изменения символов, составляющих этот номер, либо соответствия фрагмента агрегата, на котором он нанесен, его общему составу, которые выявить визуальным осмотром невозможно, то это выходит за пределы компетенции инспекторов полиции, поскольку это компетенция экспертов (специалистов).
Частью 2 статьи 19 Конституции Украины установлено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны действовать только на основании, в пределах полномочий и способом, которые предусмотрены Конституцией и законами Украины.
В силу того, что согласно ч. 1 ст. 62 Закона Украины «О Национальной полиции», полицейский при исполнении возложенных на Национальную полицию Украины полномочий является представителем государства, а из положениями ч. 1 ст. 1 Закона Украины «О Национальной полиции» следует, что Национальная полиция Украина – это центральный орган исполнительной власти, то действия полицейского при выполнении служебных обязанностей следует считать действиями непосредственно центрального органа исполнительной власти.
Также следует отметить, что в соответствии с ч. 1 ст. 8 Закона Украины «О Национальной полиции», Национальная полиция Украина действует исключительно на основании, в пределах полномочий и способом, которые предусмотрены Конституцией и законами Украины.
Учитывая то, что полномочиями Национальной полиции Украины не установлено обязанности или права инспекторов полиции выполнять исследования по определению подлинности номеров агрегатов путем применения специальных методов исследования, то, на основании приведенных правовых нормы Конституции Украины и Закона Украины «О Национальной полиции», следует, что требование инспектора полиции предоставить ему возможность провести указанного рода проверку является необоснованным и таким, что противоречит требованиям вышеуказанных норм.
Незаконные же требования полицейского не обязательны для выполнения, а поэтому ответственности за отказ от их выполнения действующими нормативно правовыми актами не предусмотрено, то есть не может влечь за собой какого-либо наказания.
Что касается требований полицейских дать возможность проверить номера агрегатов с участием соответствующего специалиста (эксперта), то такие проверки ВОЗМОЖНЫ лишь В РАМКАХ УГОЛОВНОГО ПРОИЗВОДСТВА, когда автомобиль или его агрегаты являются вещественными доказательствами или разыскиваются, а проверка их номеров вызвана решением конкретной следственной задачи, имеющей значение для досудебного расследования, поскольку Уголовный процессуальный кодекс Украины предусматриваем возможность инициирования в ходе досудебного расследования, необходимой для решения поставленной перед следствием задачи, исследований с привлечением специалистов соответствующей области знаний.
Осуществлять досудебное расследование обязан определенный следователь, поэтому указанное требование может предъявлять лишь он, либо, при соответствующем распоряжении, полицейский, который по долгу своей службы обязан выполнить данное распоряжения.
ВЫВОД: В случае отсутствия уголовного производства, в котором транспортное средство или его агрегаты являются вещественными доказательствами, а также если автомобиль не в розыске, то требование инспектора полиции предоставить возможность провести указанного рода проверку с участием соответствующего специалиста (эксперта) будет являться незаконным.
II) Что касается второй группы проверок, не требующих применения специальных методов исследования, то следует обратить внимание на следующее.
Агрегатами транспортного средства являются некоторые составляющие его части.
Согласно приложения «Г» к Положению о техническом обслуживании и ремонте дорожных транспортных средств автомобильного транспорта, утвержденному Приказом Министерства транспорта Украины от 30 марта 1998 года № 102, базовыми агрегатами дорожного транспортного средства считаются: двигатель с картером сцепления в сборе; коробка передач, раздаточная коробка; гидромеханическая передача; задний мост (ось); средний мост (ось); передняя ось (мост); рулевое управление; кабина грузового и кузов легкового автомобиля; кузов автобуса; рама; подъемное оборудование платформы автомобиля-самосвала.
Некоторые из указанных агрегатов большинства транспортных средств расположены в местах, исключающих возможность увидеть их номера с места, в котором он остановился, не разобрав определенных элементов конструкции транспортного средства, а также, не поставив транспортное средство в положение, из которого возможно получить доступ к соответствующему агрегату.
В таком случае, для проведения проверки номеров таких агрегатов транспортное средство следует установить определенным образом или в месте, где возможен доступ к номеру агрегата, и демонтировать элементы, закрывающие номер агрегата. Это возможно произвести различными способами, такими как, постановка автомобиля над смотровой ямой, поддомкрачивание, вывешивание при помощи подъемного устройства и т.п.
Совершить указанные действия может как водитель, так и полицейский.
Однако, в настоящее время на законодательном уровне отсутствует установленный четкий порядок действий при проведении проверки номеров агрегатов как со стороны водителя, так и со стороны полицейского.
Это приводит к невозможности требовать полицейским от водителя выполнить то или иное действие (в том числе открыть капот) для проведения проверки номеров агрегатов.
Кроме того, следует отметить также то, что проверка как процесс совершения определенного объема действий со стороны лица, осуществляющего его, требует затрат определенного промежутка времени.
По этой причине до окончания проведения проверки водитель остановленного транспортного средства фактически становится ограниченным в праве свободно передвигаться, а это право гарантируется каждому частью 1 статья 33 Конституции Украины и статьями 2 и 3 Закона Украины «О свободе передвижения и свободном выборе места проживания в Украине», где указано, что
«свобода передвижения это свободное и беспрепятственное по своему желанию перемещение по территории Украины в любом направлении, в любой способ, любое время, за исключением случаев, предусмотренных законом».
По определению закрепленному в ч. 1 ст. 29 Закона Украины «О национальной полиции», полицейское мероприятие – это действие или комплекс действий превентивного или принудительного характера, что ограничивает определенные права и свободы человека и применяется полицейскими в соответствии с законом для обеспечения выполнения возложенных на полицию полномочий.
Учитывая то, что проверка номеров агрегатов транспортного средства ограничивает свободу передвижения лица, являющегося водителем транспортного средства, а вместе с тем и пассажиров этого транспортного средства, то такое действие полицейского не соответствует требованиям ст. 29 Закона Украины «О национальной полиции».
В соответствии с положениями части 3 ст. 29 этого Закона избранные полицейским меры является законными, если они определены законом. Полицейском запрещено применять любые другие меры, нежели определенные законами Украины.
Согласно ч. 1 ст. 30 Закон Украины «О национальной полиции», полиция для выполнения возложенных на нее задач принимает меры реагирования на правонарушения, определенные Кодексом Украины об административных правонарушениях и Уголовным процессуальным кодексом Украины, на основании и в порядке, определенных законом.
В ч. 2 ст. 30 Закон Украины «О национальной полиции» указанно, что полиция для охраны прав и свобод человека, предотвращения угроз публичной безопасности и порядка или прекращения их нарушение также применяет в пределах своей компетенции полицейские превентивные меры и меры принуждения, определенные настоящим Законом.
В соответствии с ч. 3 ст. 30 Закон Украины «О национальной полиции», полиция для выполнения возложенных на нее задач может применять другие меры, определенные отдельными законами.
Законом Украины «О национальной полиции», КУоАП, УПК или отдельными законами не предусмотренного такого полицейского мероприятия как проверка номеров агрегатов транспортного средства.
ВЫВОД: В связи с этим, если водитель против проведения такой проверки, и отсутствует уголовное производство, в рамках которого бы данный автомобиль был вещественным доказательством, или был бы объявлен в розыск, то у полицейского нет оснований для ограничения водителя в свободе передвижения, и полицейский не имеет права задерживать водителя или автомобиль на месте остановки.
Что касается проверки комплектности транспортного средства, то она, как и проверка номеров агрегатов, также не входит в компетенцию Национальной полиции Украины, поскольку не предусмотрена ни одним нормативно правовым актом, определяющим полномочия Национальной полиции Украины, а, следовательно, не может проводится полицейскими, за исключением такой проверки в рамках уголовного производства.
Правилами дорожного движения установлена обязанность водителя по требованию полицейского дать возможность проверить номера агрегатов и комплектность транспортного средства (подпункт «б» пункта 2.4 ПДД Украины).
Проанализируем правомерность проведения полицейским проверки номеров агрегатов и комплектности автомобиля.
В зависимости от предмета проверки делятся на две группы:
- проверки, требующие применение специальных методов исследования, по существующим для этого методикам криминалистических исследований, проводятся квалифицированными специалистами (экспертами), имеющими соответствующие знания, а, следовательно, такие проверки относятся к компетенции соответствующего специалиста (эксперта).
- проверки не требующие применения специальных методов исследования, при которых используются специальные технические средства (увеличительных приборов, приборов магнитооптической визуализации, измерителей толщины лакокрасочного покрытия, источников излучения лучей определенного спектра (инфракрасного, ультрафиолетового), нагревательных и электроприборов) или химические реагенты (электролиты), и требующие применения таких методов.
I) Инспектора полиции, по роду своей деятельности, не относятся к таким экспертам (специалистам), т.е. первый вид проверок проводить не могут.
Поэтому если инспектор полиции остановил автомобиль и требует проведение проверки номеров агрегатов транспортных средств на предмет наличия следов изменения символов, составляющих этот номер, либо соответствия фрагмента агрегата, на котором он нанесен, его общему составу, которые выявить визуальным осмотром невозможно, то это выходит за пределы компетенции инспекторов полиции, поскольку это компетенция экспертов (специалистов).
Частью 2 статьи 19 Конституции Украины установлено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны действовать только на основании, в пределах полномочий и способом, которые предусмотрены Конституцией и законами Украины.
В силу того, что согласно ч. 1 ст. 62 Закона Украины «О Национальной полиции», полицейский при исполнении возложенных на Национальную полицию Украины полномочий является представителем государства, а из положениями ч. 1 ст. 1 Закона Украины «О Национальной полиции» следует, что Национальная полиция Украина – это центральный орган исполнительной власти, то действия полицейского при выполнении служебных обязанностей следует считать действиями непосредственно центрального органа исполнительной власти.
Также следует отметить, что в соответствии с ч. 1 ст. 8 Закона Украины «О Национальной полиции», Национальная полиция Украина действует исключительно на основании, в пределах полномочий и способом, которые предусмотрены Конституцией и законами Украины.
Учитывая то, что полномочиями Национальной полиции Украины не установлено обязанности или права инспекторов полиции выполнять исследования по определению подлинности номеров агрегатов путем применения специальных методов исследования, то, на основании приведенных правовых нормы Конституции Украины и Закона Украины «О Национальной полиции», следует, что требование инспектора полиции предоставить ему возможность провести указанного рода проверку является необоснованным и таким, что противоречит требованиям вышеуказанных норм.
Незаконные же требования полицейского не обязательны для выполнения, а поэтому ответственности за отказ от их выполнения действующими нормативно правовыми актами не предусмотрено, то есть не может влечь за собой какого-либо наказания.
Что касается требований полицейских дать возможность проверить номера агрегатов с участием соответствующего специалиста (эксперта), то такие проверки ВОЗМОЖНЫ лишь В РАМКАХ УГОЛОВНОГО ПРОИЗВОДСТВА, когда автомобиль или его агрегаты являются вещественными доказательствами или разыскиваются, а проверка их номеров вызвана решением конкретной следственной задачи, имеющей значение для досудебного расследования, поскольку Уголовный процессуальный кодекс Украины предусматриваем возможность инициирования в ходе досудебного расследования, необходимой для решения поставленной перед следствием задачи, исследований с привлечением специалистов соответствующей области знаний.
Осуществлять досудебное расследование обязан определенный следователь, поэтому указанное требование может предъявлять лишь он, либо, при соответствующем распоряжении, полицейский, который по долгу своей службы обязан выполнить данное распоряжения.
ВЫВОД: В случае отсутствия уголовного производства, в котором транспортное средство или его агрегаты являются вещественными доказательствами, а также если автомобиль не в розыске, то требование инспектора полиции предоставить возможность провести указанного рода проверку с участием соответствующего специалиста (эксперта) будет являться незаконным.
II) Что касается второй группы проверок, не требующих применения специальных методов исследования, то следует обратить внимание на следующее.
Агрегатами транспортного средства являются некоторые составляющие его части.
Согласно приложения «Г» к Положению о техническом обслуживании и ремонте дорожных транспортных средств автомобильного транспорта, утвержденному Приказом Министерства транспорта Украины от 30 марта 1998 года № 102, базовыми агрегатами дорожного транспортного средства считаются: двигатель с картером сцепления в сборе; коробка передач, раздаточная коробка; гидромеханическая передача; задний мост (ось); средний мост (ось); передняя ось (мост); рулевое управление; кабина грузового и кузов легкового автомобиля; кузов автобуса; рама; подъемное оборудование платформы автомобиля-самосвала.
Некоторые из указанных агрегатов большинства транспортных средств расположены в местах, исключающих возможность увидеть их номера с места, в котором он остановился, не разобрав определенных элементов конструкции транспортного средства, а также, не поставив транспортное средство в положение, из которого возможно получить доступ к соответствующему агрегату.
В таком случае, для проведения проверки номеров таких агрегатов транспортное средство следует установить определенным образом или в месте, где возможен доступ к номеру агрегата, и демонтировать элементы, закрывающие номер агрегата. Это возможно произвести различными способами, такими как, постановка автомобиля над смотровой ямой, поддомкрачивание, вывешивание при помощи подъемного устройства и т.п.
Совершить указанные действия может как водитель, так и полицейский.
Однако, в настоящее время на законодательном уровне отсутствует установленный четкий порядок действий при проведении проверки номеров агрегатов как со стороны водителя, так и со стороны полицейского.
Это приводит к невозможности требовать полицейским от водителя выполнить то или иное действие (в том числе открыть капот) для проведения проверки номеров агрегатов.
Кроме того, следует отметить также то, что проверка как процесс совершения определенного объема действий со стороны лица, осуществляющего его, требует затрат определенного промежутка времени.
По этой причине до окончания проведения проверки водитель остановленного транспортного средства фактически становится ограниченным в праве свободно передвигаться, а это право гарантируется каждому частью 1 статья 33 Конституции Украины и статьями 2 и 3 Закона Украины «О свободе передвижения и свободном выборе места проживания в Украине», где указано, что
«свобода передвижения это свободное и беспрепятственное по своему желанию перемещение по территории Украины в любом направлении, в любой способ, любое время, за исключением случаев, предусмотренных законом».
По определению закрепленному в ч. 1 ст. 29 Закона Украины «О национальной полиции», полицейское мероприятие – это действие или комплекс действий превентивного или принудительного характера, что ограничивает определенные права и свободы человека и применяется полицейскими в соответствии с законом для обеспечения выполнения возложенных на полицию полномочий.
Учитывая то, что проверка номеров агрегатов транспортного средства ограничивает свободу передвижения лица, являющегося водителем транспортного средства, а вместе с тем и пассажиров этого транспортного средства, то такое действие полицейского не соответствует требованиям ст. 29 Закона Украины «О национальной полиции».
В соответствии с положениями части 3 ст. 29 этого Закона избранные полицейским меры является законными, если они определены законом. Полицейском запрещено применять любые другие меры, нежели определенные законами Украины.
Согласно ч. 1 ст. 30 Закон Украины «О национальной полиции», полиция для выполнения возложенных на нее задач принимает меры реагирования на правонарушения, определенные Кодексом Украины об административных правонарушениях и Уголовным процессуальным кодексом Украины, на основании и в порядке, определенных законом.
В ч. 2 ст. 30 Закон Украины «О национальной полиции» указанно, что полиция для охраны прав и свобод человека, предотвращения угроз публичной безопасности и порядка или прекращения их нарушение также применяет в пределах своей компетенции полицейские превентивные меры и меры принуждения, определенные настоящим Законом.
В соответствии с ч. 3 ст. 30 Закон Украины «О национальной полиции», полиция для выполнения возложенных на нее задач может применять другие меры, определенные отдельными законами.
Законом Украины «О национальной полиции», КУоАП, УПК или отдельными законами не предусмотренного такого полицейского мероприятия как проверка номеров агрегатов транспортного средства.
ВЫВОД: В связи с этим, если водитель против проведения такой проверки, и отсутствует уголовное производство, в рамках которого бы данный автомобиль был вещественным доказательством, или был бы объявлен в розыск, то у полицейского нет оснований для ограничения водителя в свободе передвижения, и полицейский не имеет права задерживать водителя или автомобиль на месте остановки.
Что касается проверки комплектности транспортного средства, то она, как и проверка номеров агрегатов, также не входит в компетенцию Национальной полиции Украины, поскольку не предусмотрена ни одним нормативно правовым актом, определяющим полномочия Национальной полиции Украины, а, следовательно, не может проводится полицейскими, за исключением такой проверки в рамках уголовного производства.