У зв’язку із великою кількостю відвідувачів форум для водіїв було розташовано на окремому сайті, нижче посилання.
Ссылка на ФОРУМ для водителей 2024 — чтоб найти похожую тему и обсуждение дела о ДТП, найти порядок и сроки страховых выплат по полису ОСАГО (автогражданка), узнать отзывы о страховых компаниях Украины и о том, как они выплачивают страховки, а также если полицейский составил протокол по ст. 130 КУпАП, и другие «автодорожные» дела — с 10 апреля 2023 года нужно перейти по этой ссылке.
Также здесь вы можете зарегистрироваться на форуме и задать свой вопрос. Обращаем Ваше внимание, что ответы актуальны на дату публикации ответа.
При спілкуванні на Форумі просимо вас вести себе пристойно та бути вічливим один із одним!
Вы можете задать свой вопрос нашим экспертам или найти решение вопроса среди тем в форуме!
ДТП на перекрестке. Когда водитель со второстепенной дороги не виноват.
Цитата: Автоадвокат от 15.02.2018, 11:35По статистики за 2017 - начало 2018 года большинство дорожно-транспортных происшествий (ДТП) происходило на перекрёстках.
В большинстве таких ДТП виноват водитель, который не пользовался преимуществом для движения, и соответственно, должен был уступить дорогу другому транспортному средству (автомобилю), который имел преимущество в движении.
Как правило, виноват водитель, который выезжал со второстепенной дороги на главную дорогу (п. 16.11 ПДР Украины), или перед выездом на перекресток у него был знак «Уступить дорогу» (знак приоритета 2.1 ПДР Украины), либо для него горел запрещающий движение (красный или желтый) сигнал светофора (п. 8.7.3 ПДР Украины).
Вместе с тем, встречаются случаи, когда водитель, выезжая со второстепенной дороги на главную, не имеет возможности предотвратить ДТП, следовательно, его действия не находятся в причинной связи с наступлением ДТП, и он не виновен в наступлении этого ДТП.
Соответственно, такой водитель не может быть привлечен к уголовной ответственности – по ст. 286 Уголовного кодекса Украины (при наличии у участников ДТП телесных повреждений средней тяжести или более тяжких), или к административной ответственности – по ст. 124 Кодекса Украины об административных правонарушениях (отсутствие телесных повреждений или легкие телесные повреждения).
Рассмотрим наиболее возможные случаи таких ДТП.
- Автомобиль стоит на главной дороге, а затем резко начинает движение.
Среди случаев, при которых водитель, не обладающий преимуществом для движения, может быть признан невиновным в возникновении ДТП, можно привести следующую ситуацию.
Автомобиль 1 находится на перекрестке на главной дороге перед пересечением со второстепенной дорогой в неподвижном состоянии (заглох, не увидел, что загорелся зеленый сигнал светофора и т.д.) и тем самым, не вызывает условий, при которых водителю автомобиля 2, движущемуся по второстепенной дороге, следует уступить ему дорогу, поскольку согласно положениям пункта 1.10 Правил дорожного движения (ПДД) Украины, преимущество – право на первоочередное движение относительно других участников дорожного движения. Водитель 2 начинает проезжать через перекресток, поскольку Водитель 1 хоть и находится на главной дороге, но он стоит и не едет.
Затем, водитель автомобиля 1, находясь на главной дороге, в непосредственной близости от проезжающего мимо автомобиля 2, резко начинает движение и пытается тоже пересечь перекресток, что приводит к столкновению автомобилей. В этом случае ДТП произошло именно в результате действий водителя 1, резко возобновившего движение и не убедившегося в безопасности своего маневра (п. 10.1 ПДР Украины), хоть он и находился и на главной дороге.
Здесь также необходимо проверить, мог водитель автомобиля 2, едущего по второстепенной дороге, предотвратить ДТП путем своевременного торможения (т.е. возможна обоюдная форма вины водителей).
- Автомобиль неожиданно заглох, или возникла другая техническая неисправность автомобиля
Одним из таких случаев является внезапная, вызванная по независящей от воли водителя причине, остановка двигателя автомобиля (заглох), выехавшего со второстепенной дороги на главную, что воспрепятствовало завершению пересечения им перекрестка или выполнения требования знаков приоритета. Т.е. двигатель заглох и автомобиль остановился частично или полностью на перекрестке. А водитель второго автомобиля, который едет по главной дороге, считает, что первый автомобиль обязан его пропустить и что он успеет покинуть его полосу движения. Но водитель, в силу независящих от него причин (поломка двигателя, системы зажигания и др.), не может этого сделать, и остается на перекрестке.
Аналогичная ситуация будет в случае возникновение технической неисправности автомобиля, которую водитель не мог предвидеть заранее, например, при отказе (нарушении работоспособности) тормозной системы эксплуатируемого надлежащим образом (с соблюдением требований по технической эксплуатации, обслуживанию, уходу и ремонту) автомобиля. И при подъезде к перекрестку, на котором для него подается запрещающий (красный) сигнал светофора, водитель не успевает снизить скорость движения (остановиться) для пропуска автомобиля, движущегося в перекрёстном направлении на зеленый сигнал светофора.
В таких случаях, при внезапном возникновении технической неисправности автомобиля, вины водителя в наступлении ДТП не будет. Эти обстоятельства могут быть установлены заключением автотехнической экспертизы после исследования автомобиля и установления причин возникновения его неисправности. Также важное значение здесь имеет то, была ли у водителя возможность обнаружить эту неисправность до ДТП или нет.
- Остановился правильно, но сзади «вытолкали» на главную дорогу.
Также возможны случаи, когда автомобиль водителя, обязанного уступить дорогу, резко останавливается перед пересекаемой проезжей частью (перед перекрестком) из-за неожиданного возникновения препятствия на проезжей части (на дорогу выбежал пешеход), или если загорается запрещающий сигнал светофора.
Таким образом, водитель автомобиля применяет экстренное торможение, а едущий сзади автомобиль может не выдержать безопасную дистанцию, в силу чего, он сзади въезжает в остановившейся автомобиль и «выталкивает» его на пересекаемую проезжую часть, по которое движутся автомобили, пользующиеся преимуществом движения.
В этом случае возможность предотвратить этот выезд, а соответственно и предотвратить ДТП, для водителя «выталкиваемого» автомобиля отсутствует.
- Резкое ухудшение состояния здоровья водителя.
Нарушение ПДД Украины, вызванное потерей возможности управления транспортным средством в связи с утратой водителем сознания вследствие внезапно возникшего заболевания или стороннего воздействия на него может быть основанием для признания его невиновным в ДТП. Это также может быть резкое обострение болезни, которым болеет водитель. Данные факты должны быть подтверждены соответствующим медицинским заключением.
Если ДТП произошло при вышеуказанных обстоятельствах, то вина водителя в ДТП, как одна из составляющих состава будь то административного или же уголовного правонарушения будет отсутствовать, так как он при указанных условиях лишён возможности действовать в соответствии с требованиями ПДД Украины и уступить дорогу автомобилю, имеющему преимущество в движении через перекресток.
Вы можете получить консультацию АвтоАдвоката, наши контакты здесь.
По статистики за 2017 - начало 2018 года большинство дорожно-транспортных происшествий (ДТП) происходило на перекрёстках.
В большинстве таких ДТП виноват водитель, который не пользовался преимуществом для движения, и соответственно, должен был уступить дорогу другому транспортному средству (автомобилю), который имел преимущество в движении.
Как правило, виноват водитель, который выезжал со второстепенной дороги на главную дорогу (п. 16.11 ПДР Украины), или перед выездом на перекресток у него был знак «Уступить дорогу» (знак приоритета 2.1 ПДР Украины), либо для него горел запрещающий движение (красный или желтый) сигнал светофора (п. 8.7.3 ПДР Украины).
Вместе с тем, встречаются случаи, когда водитель, выезжая со второстепенной дороги на главную, не имеет возможности предотвратить ДТП, следовательно, его действия не находятся в причинной связи с наступлением ДТП, и он не виновен в наступлении этого ДТП.
Соответственно, такой водитель не может быть привлечен к уголовной ответственности – по ст. 286 Уголовного кодекса Украины (при наличии у участников ДТП телесных повреждений средней тяжести или более тяжких), или к административной ответственности – по ст. 124 Кодекса Украины об административных правонарушениях (отсутствие телесных повреждений или легкие телесные повреждения).
Рассмотрим наиболее возможные случаи таких ДТП.
- Автомобиль стоит на главной дороге, а затем резко начинает движение.
Среди случаев, при которых водитель, не обладающий преимуществом для движения, может быть признан невиновным в возникновении ДТП, можно привести следующую ситуацию.
Автомобиль 1 находится на перекрестке на главной дороге перед пересечением со второстепенной дорогой в неподвижном состоянии (заглох, не увидел, что загорелся зеленый сигнал светофора и т.д.) и тем самым, не вызывает условий, при которых водителю автомобиля 2, движущемуся по второстепенной дороге, следует уступить ему дорогу, поскольку согласно положениям пункта 1.10 Правил дорожного движения (ПДД) Украины, преимущество – право на первоочередное движение относительно других участников дорожного движения. Водитель 2 начинает проезжать через перекресток, поскольку Водитель 1 хоть и находится на главной дороге, но он стоит и не едет.
Затем, водитель автомобиля 1, находясь на главной дороге, в непосредственной близости от проезжающего мимо автомобиля 2, резко начинает движение и пытается тоже пересечь перекресток, что приводит к столкновению автомобилей. В этом случае ДТП произошло именно в результате действий водителя 1, резко возобновившего движение и не убедившегося в безопасности своего маневра (п. 10.1 ПДР Украины), хоть он и находился и на главной дороге.
Здесь также необходимо проверить, мог водитель автомобиля 2, едущего по второстепенной дороге, предотвратить ДТП путем своевременного торможения (т.е. возможна обоюдная форма вины водителей).
- Автомобиль неожиданно заглох, или возникла другая техническая неисправность автомобиля
Одним из таких случаев является внезапная, вызванная по независящей от воли водителя причине, остановка двигателя автомобиля (заглох), выехавшего со второстепенной дороги на главную, что воспрепятствовало завершению пересечения им перекрестка или выполнения требования знаков приоритета. Т.е. двигатель заглох и автомобиль остановился частично или полностью на перекрестке. А водитель второго автомобиля, который едет по главной дороге, считает, что первый автомобиль обязан его пропустить и что он успеет покинуть его полосу движения. Но водитель, в силу независящих от него причин (поломка двигателя, системы зажигания и др.), не может этого сделать, и остается на перекрестке.
Аналогичная ситуация будет в случае возникновение технической неисправности автомобиля, которую водитель не мог предвидеть заранее, например, при отказе (нарушении работоспособности) тормозной системы эксплуатируемого надлежащим образом (с соблюдением требований по технической эксплуатации, обслуживанию, уходу и ремонту) автомобиля. И при подъезде к перекрестку, на котором для него подается запрещающий (красный) сигнал светофора, водитель не успевает снизить скорость движения (остановиться) для пропуска автомобиля, движущегося в перекрёстном направлении на зеленый сигнал светофора.
В таких случаях, при внезапном возникновении технической неисправности автомобиля, вины водителя в наступлении ДТП не будет. Эти обстоятельства могут быть установлены заключением автотехнической экспертизы после исследования автомобиля и установления причин возникновения его неисправности. Также важное значение здесь имеет то, была ли у водителя возможность обнаружить эту неисправность до ДТП или нет.
- Остановился правильно, но сзади «вытолкали» на главную дорогу.
Также возможны случаи, когда автомобиль водителя, обязанного уступить дорогу, резко останавливается перед пересекаемой проезжей частью (перед перекрестком) из-за неожиданного возникновения препятствия на проезжей части (на дорогу выбежал пешеход), или если загорается запрещающий сигнал светофора.
Таким образом, водитель автомобиля применяет экстренное торможение, а едущий сзади автомобиль может не выдержать безопасную дистанцию, в силу чего, он сзади въезжает в остановившейся автомобиль и «выталкивает» его на пересекаемую проезжую часть, по которое движутся автомобили, пользующиеся преимуществом движения.
В этом случае возможность предотвратить этот выезд, а соответственно и предотвратить ДТП, для водителя «выталкиваемого» автомобиля отсутствует.
- Резкое ухудшение состояния здоровья водителя.
Нарушение ПДД Украины, вызванное потерей возможности управления транспортным средством в связи с утратой водителем сознания вследствие внезапно возникшего заболевания или стороннего воздействия на него может быть основанием для признания его невиновным в ДТП. Это также может быть резкое обострение болезни, которым болеет водитель. Данные факты должны быть подтверждены соответствующим медицинским заключением.
Если ДТП произошло при вышеуказанных обстоятельствах, то вина водителя в ДТП, как одна из составляющих состава будь то административного или же уголовного правонарушения будет отсутствовать, так как он при указанных условиях лишён возможности действовать в соответствии с требованиями ПДД Украины и уступить дорогу автомобилю, имеющему преимущество в движении через перекресток.
Вы можете получить консультацию АвтоАдвоката, наши контакты здесь.