- Оставление места ДТП
а) Водители часто, «заботясь» о других участниках движения, перемещают свой автомобиль, освобождая проезжую часть дороги для других. При этом забывают об обязанности сохранять и не перемещать авто с места ДТП. Более того, за оставление места ДТП предусмотрена ответственность по ст. 122-4 КУпАП;
б) Водители иногда в силу разных причин просто сбегают с места ДТП. 95 из 100 сбежавших водителей сотрудники полиции находят. На месте происшествия остаются следы (осыпь краски, осколки пластика, стекла и т.п.), а в 7 из 10 случаев обязательно найдутся очевидцы либо видеосъёмка. Сейчас многие автомобили оборудованы видеорегистратором. Даже маленькая деталь часто помогает установить истину.
- Дача показаний в состоянии шока (сильного волнения) от только произошедшего ДТП
Часто под действием шока (сильного волнения) водители пытаются дать объяснение работникам полиции о ДТП во всех подробностях и такие показания в 95% достаточно субъективны и искривленные, однако водители забывают, что в данном случае права на ошибку у них нет, лишние эмоции и слова только могут навредить всей ситуации.
Даже одна ложная цифра или линия может изменить всю ситуацию в вашу пользу или сыграть против вас, развернув все доказательства на 180 градусов. Вы имеете полное право не давать никаких показаний в отношении себя, или отказаться подписывать схему происшествия, сославшись на стрессовое состояние.
На практике преимущество имеет та сторона, которая дала меньше сведений о механизме ДТП непосредственно сразу после ДТП, а потому может маневрировать и оперировать теми данными , которые она собрала в свою пользу уже по прошествии определенного времени.
- Отсутствие фиксации следов ДТП
Обязательно необходимо взять телефоны всех свидетелей, которые видели ДТП, сделать фото-видеофиксацию места ДТП, просмотреть окружающую местность на предмет нахождения наружных камер видеонаблюдения. Такие материалы являются частью доказательной базы в суде.
- Неправильное или неполное оформление документов о ДТП
Отсутствие контроля за качеством оформления и достоверностью первичных процессуальных документов должностными лицами ведет к искривлению обстоятельств ДТП и чаще всего не в вашу пользу. Речь идет про протоколы об административном правонарушении, протоколы осмотра места происшествия, схемы к нему, протоколы осмотра ТС, первичные пояснения, прочее.
Не подписывайте документы без ознакомления, даже если полицейский вызывает у вас симпатию, а его честность – никаких сомнений. У вас есть полное право согласно Конституции Украины не свидетельствовать против себя или ваших близких родственников.
- Игнорирование правовой экспертной помощи
Без адвоката не подписывайте ни одной бумаги и не давайте никаких объяснений, поскольку вы находитесь в психологическом шоковом состоянии и ваши действия вряд ли будут грамотными и адекватными для объяснения вашей позиции сотрудникам полиции.
Понятно, что данные правила ни в коем случае не гарантируют вам освобождение от ответственности за нарушение ПДД, большую роль здесь также играет много субъективных факторов, среди которых и низкая квалификация специалистов, в некоторых случаях предвзятость работников полиции и т.д., но соблюдение их значительно снизит вероятность негативных для вас последствий (если только избежать их полностью не удалось) и упростит защиту, повысив при этом ее эффективность.